Автономия социальной структуры как доменная предпосылка

Автономия социальной структуры как доменная предпосылка

Социология основывается на доменных предпосылках, которые находят отражение в идеологии не только в своих основных методологических понятиях, но также в своих самых фундаментальных понятиях о том, в чем состоит ее предмет и чем характеризуются изучаемые ею отдельные домены. Например, в статье Питера Блау в сборнике Парсонса «Американская социология» содержится обычная, но не проанализированная предпосылка, что «однажды жестко упорядоченная организация стремится сохранять собственную идентичность, делающую ее независимой от тех людей, которые основали ее, и тех, кто является ее членами». Хотя решительно заявляемое как факт утверждение Блау, будучи характеристикой всех формальных организаций, очевидно является доменной предпосылкой. Доказательство, которое позволяет характеризовать таким образом все формальные организации, тривиально по сравнению с масштабом обобщения.

Но в нем нет ничего нового; это обычный путь людей, имеющих доменные предпосылки. Но в нем нет ничего нового; это обычный путь людей, имеющих доменные предпосылки. Является ли на самом деле утверждение Блау фактом или только доменной предпосылкой, выставленной напоказ, большое значение имеет выбор, как его рассматривать. Рассматривать автономию социальных структур или отчуждение их от людей как нормальное условие, которое следует принять, или как местную и периодически возвращающуюся болезнь, которой нужно противостоять, — существенная разница.

Это присуще профессиональной идеологии многих современных социологов, перед которыми стоит профессиональная задача противопоставить свою науку конкурирующим академическим дисциплинам, — не только подчеркивать силу и автономию социальных структур, и, следовательно, зависимость личности, но, кроме того, принимать их, скорее, как нормативные, а не задаваться вопросом: при каких условиях это происходит? Нет ли различий в степени, в которой социальные структуры выходят из- под контроля и существуют независимо от своих членов? Чем объясняются эти различия?

Одним словом, тогда от самостоятельной доменной предпосылки, что человеческие существа являются сырьем для независимых социальных структур, к методологической доменной предпосылке, что людей можно рассматривать и исследовать подобно другим «предметам», происходит репрессивное технократическое движение в социологии и других общественных науках, как и в обществе в целом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: